Армен Костандян: Армянский дудук – феноменальный инструмент

VKFacebookGoogle+TwitterОтправить

С творчеством талантливого музыканта Армена Костандяна я познакомился еще в 2006 году, когда на одном престижном джазовом фестивале Украины со сцены прозвучала магическая мелодия дудука. Выступление Костандяна было приятной неожиданностью, стояло особняком от джазовых номеров фестиваля и запомнилось надолго, поэтому я с удовольствием воспользовался недавней возможностью пообщаться с Арменом. В интервью для сайта Союза армянской молодежи Украины, Армен Костандян рассказал об особенностях дудука как музыкального инструмента и анонсировал выход своего альбома.

– Армен, расскажите о себе.

Армен Костандян: Армянский дудук – феноменальный инструмент– Я родился в Армении. В 90-х годах наша семья переехала в Днепропетровск, где я пошел в школу. Здесь я заинтересовался музыкой, поступил в музыкальное училище на факультеты академического вокала и ударных инструментов. Мне не было и 16 лет, когда по совету педагога приехал в Киев поступать в Национальную музыкальную академию Украины им. П.И.Чайковского, поступил на подготовительные курсы по вокалу.

– С чего началось увлечение дудуком?

– Интересоваться этим музыкальным инструментом начал еще в детстве. Это увлечение могло не получить продолжение, если бы во время поездки в Армению мне не презентовали бы первый настоящий армянский дудук. Его мне подарил друг отца, этот инструмент принадлежал еще его прадеду. Уже в Киеве изучал дудук самостоятельно.

– В чем отличие армянского дудука от других схожих музыкальных инструментов?

– Армянский дудук – феноменальный инструмент с бесконечными возможностями, передающий насыщенную гамму эмоций. Услышав армянский дудук однажды, уже не спутаешь это звучание с другими. Дудук уникален. Сейчас существует профессиональная школа игры на этом инструменте, накоплен богатый образовательный материал, его преподают в консерватории. И что характерно: за тысячелетия конструкция инструмента не претерпела значительных изменений.

– Можно ли полностью овладеть искусством игры на дудуке?

– Технически освоить инструмент можно за короткий период, но для постижения искусства передачи эмоций музыкой дудука, может не хватить и всей жизни.

– Как развивалась популярность дудука в Украине?

– Большой вклад в популяризацию дудука в Украине заложен благодаря моему хорошему другу, которого, к сожалению, уже нет с нами – известному музыканту Анатолию Алексаняну. Заметив меня на музыкальном вечере, он предложил сотрудничество, оказав непосредственное влияние на мое желание продолжать работать с дудуком. В составе коллектива Алексаняна «Jazz Impression», помимо дудука я играл на клавишных и перкуссии.
Сейчас хочу зарекомендовать дудук в академической музыкальной среде. Я знаком с известными дудукистами Армении, например, Геворгом Дабагяном, с ним я обсуждал идею сыграть классические произведения в концерте дудука с симфоническим оркестром. Поначалу мастер скептически отнесся к этой идее, но прослушав пробу “Вокализа” Рахманинова в моем переложении для дудука и оркестра, положительно отозвался об этом начинании. Я подобрал репертуар, отработал материал с ребятами из консерватории, результатом чего стали два удачных концерта, программа которых включала классические произведения и народные мелодии.
Большую работу по популяризации дудука проделывают в Армении. Многие композиторы пишут музыку для дудука и за пределами Армении. Я имел честь сыграть Псалмы из Библии для хора с дудуком, подготовленные украинским композитором Виктором Степурко. Этим произведением мы «открывали» Свято-Успенский собор в Киеве после реконструкции.

– Вы не только играете на дудуке, но и являетесь талантливым перкуссионистом. Когда проявился интерес к джазу?

168386_110353199041309_5777742_n– Джаз сопровождал меня с начала музыкального пути. В консерватории мне посчастливилось попасть в окружение таких ребят, которые увлекались и академической музыкой, и джазом. Мы создали команду под названием «Freenational Band», в которой пела Джамала, я играл на дудуке и перкуссии, на ударных – один из самых популярных барабанщиков Европы Александр Муренко, мой друг Усейн Бекиров на клавишных, талантливый Саша Мельник на бас-гитаре, на трубе Евгений Дидык. Сегодня эти имена известны далеко за пределами Украины. Естественно, джазовое окружение оказало влияние на меня как музыканта. Мне посчастливилось пройти прослушивание в «Радиобэнд Александра Фокина», в составе которого сейчас выступаю. Участие в составе «Радиобэнда…» дало возможность выступать со звездами мировой величины – саксофонистом Эриком Мариенталем, пианистом Мадонны Фредди Равелем, композитором Раймондом Паулсом, и другими музыкантами.
Выступление в «Радиобэнде…» зарекомендовало меня как перкуссиониста. Звезды нашей эстрады при подготовке концертов часто приглашают меня принять участие – играл с Александром Пономаревым, Лаймой Вайкуле, Софией Ротару. С Софией Михайловной принимал участие в студийных записях. С зарубежными звездами – играл с Элизабет Митчелл из Boney M, знаменитым электронным проектом Schiller.

– Приходилось ли Вам участвовать за свою музыкальную карьеру в армяно-украинских концертах?

– Конечно. В 2009 году участвовал в концерте «Киев-Ереван-Транзит». Много полезного извлек из «Дней армянской культуры в Украине». Такие мероприятия оставляют положительные впечатления и позволяют завести новые знакомства, наладить профессиональные связи. На «Днях…» я познакомился с Геворгом Дабагяном, приехавшим для участия в концерте. Мастер дудука был осведомлен о моем участии в составе «Радиобэнда…» и выделил свободное время в расписанной по минутам программе визита в Украину, чтобы дать уроки игры на дудуке. С тех пор поддерживаем отношения, когда я периодически приезжаю в Армению, первым делом посещаю его мастер-классы. Для меня честь, что Дабагян поверил в мои желания освоить дудук и этому способствует – присылает материалы, хвалит, критикует.

– Как Вы оцениваете деятельность Союза армян Украины по поддержке молодых композиторов и исполнителей?

– Приятно, что Союз армян Украины поддерживает музыкантов, в этом есть необходимость, как в среде молодых композиторов, так и исполнителей.

– Поделитесь своими творческими планами.

– Продолжаю работу над подготовкой авторского альбома. Изначально проект задумывался дуэтным, но впоследствии к записи подключились известные музыканты. Ведется работа по аранжировке для симфонического оркестра и дудука. Могу сказать, что конечный результат станет совершенно особенным для любителей дудука.
Кроме того, готовится новый альбом «Радиобэнда Александра Фокина» – творческий проект «DJazz», который будет выпущен в формате Blu-Ray-диска. В записи двухчасовой нон-стоп программы задействованы многие концертирующие звезды мирового джаза – как инструменталисты, так и вокалисты. Конечный результат записи будет таким, которого еще никто в Украине не слышал.

Беседовал Артур Симонян

Напишите нам

Напишите нам и мы ответим как можно скорее