15 апреля кинорежиссеру Роману Балаяну исполняется 75 лет

VKFacebookGoogle+TwitterОтправить
“Само по себе явление по имени Роман Балаян абсолютно непонятное, – рассказывает кинодраматург Рустам Ибрагимбеков, автор сценарий фильма “Храни меня, моя талисман”. – Он родился в Нагорном Карабахе. Образование получил сначала в Ереване (режиссерский факультет Ереванского театрального института), впоследствии в Киеве (режиссерский курс факультета кинематографии Института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого). Это человек, наделенный талантом рассказывать, и это он делает блистательно, он снимает замечательные картины, проявляя глубочайшие чувствование и понимание материала”.

Роман Балаян признается, что всегда снимал то, что хотел, – для души. Не создав ни одного образа партийного функционера, он сумел создать культовые картины. Режиссер и сам не знает почему: то ли из-за своей принципиальности, то ли благодаря везению. “Я был убежден, что в 26 лет стану гениальным режиссером, – рассказывает Роман Балаян. – Где-то вычитал, что Эйзенштейн в 26 лет снял фильм “Броненосец Потемкин”. Мне исполнилось 26, я все еще учился, и естественно этот момент я пропустил, и понял, что с гениальностью нужно подождать. В 36 лет я снял фильм “Бирюк”, а в 40 я был близок к тому, чтобы уйти из кино. Честно говоря, я не мог себе представить, что после успеха, который принес фильм “Бирюк”, я окажусь без работы на долгих пять лет. Я не мог “проткнуть” ни один сценарий. Мне так надоели постоянные отказы. Это не значит, что мне не предлагали снимать. Предлагали часто и с сочувствием, но про шахтеров. Я же упрямо проталкивал то, что хотел. Считаю, что был упрямым эгоистом, так как моя семья голодала в то время”.

Как говорил Олег Янковский, фильмы Балаяна вбирают в себя все болевые моменты целого поколения и большой страны: “Это везение, когда режиссеру и актеру удается высказаться за целое поколение”. Но кроме этого, в его картинах сосуществуют прошлое и настоящее, а человек пытается понять законы гармонии мира, противостоя обществу или подчиняясь ему, открывая, прежде всего, в самом себе бездонные глубины отчаяния, предательства, любви и надежды. И кино это не развлекательное, его снимал философ. Такое же кино снимал Сергей Параджанов, друг и учитель Балаяна, оказавший большое влияние на его творчество. В программе режиссер говорит о своем мастере, с которым он разделял веру в кино, как в отдельную форму искусства: “Для меня это был Бог и Царь. Гений, не определимый человеческими словами. Одни говорят, что он любил эпатаж, другие – что это было его свободное самовыражение. Я считаю, нельзя определить, что такое Параджанов. Мои фильмы имеют многие недостатки, но в них есть одно достоинство – это отсутствие подражания Параджанову. Кроме, пожалуй, моей дипломной работы “Вора поймали”. Я очень переживал, что не смог поехать на похороны Параджанова. Но я думаю, что отдал свой долг этому человеку”. В 1998 году Роман Баланян снял документальный фильм “Ночь в музее Параджанова” – своеобразную дань памяти своему учителю, одному из ярчайших и парадоксальных личностей в кинематографе СССР.

Напишите нам

Напишите нам и мы ответим как можно скорее